14:01 Классный час урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества | |
В формировании личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности: - склонность к игре; - невозможность долго заниматься монотонной деятельностью; - недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом; - противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения); - неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). Развитию нравственных качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия. Важным аспектом в начальной школе стоит структура учебной деятельности - значимость единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. В нашей школе экспериментальная площадка по теме "Нравственное образование" работает не первый год. Учителя школы постоянно делятся своим опытом работы по нравственному образованию школьников на семинарах, рабочих встречах, заседаниях методического совета, посещают открытые уроки и внеклассные мероприятия коллег. В 2008/2009 учебном году были даны открытые уроки на темы: "Что такое этика?", "Правила на каждый день", "Моя семья и я" и др. Широко используются такие формы работы, как: - тематические классные часы по нравственной тематике - спецкурсы по нравственной тематике; - дискуссии по нравственной тематике; - уход за памятниками и памятными местами; - читательские конференции; - организация циклов бесед "Уроки нравственности"; - праздники, сюрпризы, конкурсы; - театральные представления по нравственной тематике; - экскурсии, поездки, походы, связанные с нравственной тематикой; - изучение нравственного наследия своей страны; - изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: "золотое правило нравственности"; - знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира; - игры- викторины - утренники; - проектно-исследовательская деятельность; - оформление информационного стенда "Этика. Школьные новости"; - издание газет на нравственную тематику; - проведение мониторингов и др. В результате комплексной работы по формированию нравственного поведения получены высокие результаты. Самое важное то, что работа по нравственному образованию находит отклик в сердцах детей, о чём свидетельствуют работы учащихся на темы: "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь"; "Правила поведения"; "Домашние дела"; "Добрый герой"; "Доброе сердце - людям"; "Общество и гражданин". Опыт работы нашей школы показал необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию со школьниками. Программа "Нравственное образование школьников в учебной деятельности" может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности. |
|
|
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.