14:00 Классный час урока семьи и семейных ценностей | |
Наша школа работает в режиме эксперимента четвертый год. Уроки нравственности в начальной школе проводятся как отдельные предметы, а в средней школе "Грамматика нравственности", в основном, интегрируется с предметами гуманитарного цикла.
В качестве примера я хочу представить некоторые приемы работы по нравственному образованию на основе использования различных видов искусства. Наглядность занимает особое место в процессе обучения. Проникновение в суть моральных явлений идет настолько своеобразным путем, что отбор методов для формирования нравственных понятий является самостоятельной задачей. Моральные нормы, как известно, приживаются только тогда, когда идут "снизу", то есть от тех условий и обстоятельств жизни людей, которые дают им возможность проявить великодушие, трудолюбие, сострадание и другие нравственные качества личности. Один и тот же поступок может восприниматься по-разному. Цель нравственного развития личностно-ориентированной педагогики может быть определена как развитие человека, не приносящего вреда ему самому, другим людям и обществу. Искусство во все времена отражало вечные нравственные ценности человечества, оно является мощным средством и методом познания окружающей действительности, поэтому для формирования нравственных понятий на уроках возможно использование средств изобразительного искусства. Нравственность человека реальна только тогда, когда она осознается, начиная с элементарных житейских, бытовых привычек и заканчивая возвышенными идеалами. Изобразительное искусство дает возможность как бы "погрузить" учащихся в различные эмоциональные сферы жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, выразить свое отношение к разным общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе. На практике ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать их ценность через свой практический опыт. Одним из эффективных типов уроков является урок-практикум или лабораторная работа с использованием репродукций картин мировой живописи, которые позволяют затронуть чувства, переживания и сформировать оценочные суждения учащихся. На уроке ученики получают разные варианты заданий с использованием репродукций картин художников разных эпох. Работу можно организовать в группах, предусмотрев участие каждого ученика. Алгоритм работы можно выразить в следующих заданиях: 1. Какой смысл заключен в названии картины? 2. Какие нравственные проблемы затрагивает художник в картине? 3.Составьте словесный портрет персонажей картины. 4. Сделайте вывод о том, какие нормы морали ценились в обществе во время написания картины. 5. Ваше отношение к поставленным нравственным проблемам? Так, например, формируя такие понятия, как долг, честь, справедливость, чуткость, поступок, можно использовать репродукции картины И.Ге "Суд царя Соломона", добавив небольшой текст для лучшего понимания сюжета картины. Во времена царя Соломона в одном доме жили две женщины, которые почти одновременно родили детей. Один младенец умер, и каждая мать утверждала, что оставшийся в живых принадлежит ей. Свидетелей не было, и спор казался неразрешим. Тогда обе женщины пришли на суд Соломона, прославившегося своей мудростью и справедливостью. " Рассеките живое дитя надвое, - приказал Соломон, и отдайте половину одной, а вторую другой". На картине художника мы видим, как, оттолкнув руку палача, упала на колени истинная мать, которая ради жизни своего ребенка отказалась от всех притязаний на него. Формируя такие понятия, как уважение, сочувствие, сопереживание, заботливость, я использую, кроме литературных текстов учебника, такие репродукции картин, как "Бабушкин сад" В.Д.Поленова, "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" В.Г. Перова, "Устный счет" Н.П. Богданова-Бельского, "Свидание" К.Е. Маковского. Формируя понятия достоинство, честь, мужество, можно использовать репродукции картины С.Герасимова "Мать партизана", В.И. Сурикова "Переход Суворова через Альпы". Для формирования и закрепления нравственных норм ценным представляется использование уроков-экскурсий с использованием потенциала музеев, выставок, где представлены полотна величайших художников (Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, музей В.А.Тропинина и др.). Уроки нравственности можно проводить и как тематические экскурсии в таких музеях как Музей-заповедник "Коломенское", где проводятся фольклорные праздники и экскурсии по темам: "Из истории русского деревянного дома", " Русское деревянное зодчество"; "Музей народного искусства", основу коллекции которого составляют народный костюм, народные ремесла, изделия русских промыслов; Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства" (метро "Сухаревская"), обладающий богатейшей коллекцией домашней утвари, народного костюма. Учащимся 8-го класса с целью формирования понятия семья интересно посетить музей-усадьбу Л.Н. Толстого в Хамовниках и познакомиться с жизнью семьи великого русского писателя. Немаловажным, на наш взгляд, представляется использование кино для формирования нравственных понятий. Эмоциональная окраска этого вида искусства как синтеза многих искусств очень эффективна для усвоения знаний. Современные технические средства позволяют использовать кинофильмы на уроках. Задача состоит в том, чтобы правильно подобрать фрагменты фильмов, с учетом возраста детей и тем курса. Так, мы предлагаем фрагменты кинофильмов из истории нашего государства, отражающие героизм и мужество людей при защите своего Отечества: "Александр Невский", "Война и мир", "Александр Суворов", фрагменты фильмов о Великой Отечественной войне; фрагменты кинофильмов, отражающие понятия взаимоотношений между людьми такие, как "Чучело", "Тимур и его команда"; мультипликационные фильмы по произведениям Н. Носова, С. Михалкова, А. Куприна, А. Чехова и др. Уроки нравственности - новое направление в содержании школьного образования. А уроки-практикумы, уроки-экскурсии с использованием различных видов искусства позволяют, формируя нравственные понятия, повысить мотивацию учащихся и способствуют приобретению и развитию нравственных привычек, что и является задачей данного курса. |
|
|
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.