11:34 Сценарий ярмарки 2013 | |
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., СакулинаН.П., ШпикаловаТ.Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности. Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить: сотрудничество педагога и ребенка; использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка; воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого , в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям. «Осенняя ярмарка» (музыкально-театрализованное представление для старших дошкольников) Очень важно знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках, потешках, воспитывать любовь к родному краю. На первый взгляд сценарий кажется объемным, но на самом деле подготовки требует немного. Нужно только вовремя дать каждой группе задание - разучить номера художественной самодеятельности, приготовить сувениры из овощей и фруктов, на занятиях по ручному труду изготовить игрушки. Оформление не займет много времени: нужно лишь поставить в ряд столы, покрытые красивыми скатертями или занавесками, разложить на столах «товар», написать несколько вывесок типа «Продажа живности», «Чайная», «Булки, хлеб, бублики». Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание стихов, песен их обыгрывание. Оформление выставки «Дары осени»: столы, накрытые скатертями, муляжи овощей и фруктов. Материал: сувениры, вывески «Продажа живности», «Булки, хлеб, бублики», «Чайная», платочки. Игровое оборудование «Веселая карусель». Музыкальные народные инструменты: румбы, трещотки, деревянные ложки и др. Ширма, кукла Петрушка. Ход праздника: Дети стоят у входа в музыкальный зал. Под русскую народную мелодию «Корабейники» с разных концов сцены выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие праздника – взрослые). 1-й скоморох. Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние! Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовет! 2-й скоморох. На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья! 1-й скоморох. Что душа твоя желает - Все на ярмарке найдешь! Всяк подарки выбирает, Без покупки не уйдешь! 2-й скоморох. Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей! Народ собирается - Наша ярмарка открывается! Звучат фанфары (фонограмма), дети парами входят в зал, под русскую народную мелодию «Ах вы сени» Часть детей садятся за «прилавки» с вывесками. Дети читают стихи: 1 ребенок: Мы ребята озорные! Мы ребята удалые! Всех на ярмарку зовем! Мы игрушки продаем! 2 ребенок: А ну, честной народ, Подходи смелей, Покупай товар, не робей! Ребята, не зевайте, Кто что хочет покупайте! 3 ребенок: Не ходите никуда, подходите все сюда! Диво дивное, чудо - чудное, а не товар! Гляди не моргай, рот не разевай! Ворон не считай, товар покупай! Вот товары хороши! Что угодно для души! Хором: Тары-бары-растабары, Расторгуем все товары! 1-й скоморох: - А товары не простые, покупаются только за вашу смелость, участие в наших веселых играх и забавах. 2-й скоморох: - А чтобы у вас было хорошее настроение, к нам на ярмарку пришли гости с веселыми частушками. Частушки исполняют две группы детей по три человека (группа из трех девочек и группа из трех мальчиков). Девочка: Встанем, девицы, рядком Да частушки пропоем! Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем, От подружек не отстанем! Дети встают полукругом: мальчики - с одной стороны, девочки - с другой. Хором: Пропоем мы вам частушки Замечательны таки, Что пойдут плясать старушки, Затанцуют старики! Мальчики (хором): Девочки-беляночки, Где вы набелилися? Девочки: Мы вчера коров доили, Молоком умылися! 1-й мальчик: Вы послушайте, девчата, Нескладушку буду петь. На дубу свинья пасется, В бане парится медведь! 2-й мальчик: На горе стоит телега, Слезы капают с дуги. Под горой сидит корова, Надевает сапоги! 1-я девочка: Ты куда, Ванюша, едешь? Ведь телега без колес!. А Ванюша отвечает… 3-й мальчик: Заготавливать овес! 2-я девочка: Уж я топну ногой, Да притопну другой. Выходи ко мне, Иван, Попляши-ка ты со мной! 1-й мальчик: Ставлю ногу на носок, А потом на пятку. Стану русскую плясать, А потом вприсядку! Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него. Хором: Ох, довольно мы напелись, Дайте смену новую! Ой, спасибо гармонисту За игру веселую! Исполнители частушек кланяются, цепочкой убегают в разные стороны под русскую народную мелодию «Калинка». Ребенок: А на ярмарку народ собирается, А на ярмарке веселье начинается, Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите. Пляски дружно заводите, осень славьте, веселите! Дети исполняют песню «Вот и осень на дворе» (муз. и сл. С. Юдиной) (приложение 1) Дети исполняют стихи об осени (в соответствии с реализуемой образовательной программой). Ребенок: - Все на ярмарку спешите, пляску дружно заводите! Дети под фонограмму «Шла лет девица за водой» исполняют русский хоровод (аудиосерия «Ритмика для детей» от 7 до 10 лет). Скоморохи: 1. Посмотрите, с огорода заготовила природа Массу вкусных овощей для супов и для борщей! 2. Для детей, их пап и мам устроим мы турнир реклам, Реклам не простых – витаминных, овощных. 1. Во саду ли, в огороде фрукты, овощи растут, Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут! 2. Для всего честного люда реклама есть к любому блюду. Слушайте внимательно, запоминайте старательно, Ребенок: Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите! Вот морковка , вот лучок, помидорчик, кабачок, А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой. Дети исполняют осенние частушки «Во саду ли, в огороде» Хором: Во саду ли в огороде были мы, ребятки. Вам сейчас споем частушки, что растут на грядке. Урожай у нас хороший уродился густо: И морковка и горох белая капуста. 1 ребенок: Я – румяная редиска, Поклонюсь вам низко-низко, А хвалить себя зачем, Я и так известна всем. 2 ребенок: Надо свеклу для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай – Лучше свеклы нету. 3 ребенок: Про меня рассказ не длинный: Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок, Будешь ты здоров, дружок. 4 ребенок: Самый вкусный и приятный Наш любимый сок томатный. Витаминов много в нем, Мы его охотно пьем. 5 ребенок: Я – приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Угадали? Я вам друг – Я простой зеленый лук. 6 ребенок: Круглое, румяное яблоко на ветке Любят меня взрослые и маленькие детки. 7 ребенок: К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. А арбуз – он вместо гири, Пусть поднимут силачи. Хором: Во саду ли в огороде пели вам частушки. Очень просим извинить, коль устали ушки. Скоморох. Мы представили сегодня вам рекламу для борщей, Для здоровья и для силы ешьте больше… Все: О В О Щ Е Й! Скоморох: - Фрукты тоже всем нужны, ешьте дети от души! Скоморох. - А сейчас посмотрим, как вы ловки и быстры в сборе урожая. Дети играют в игру «Собери картофель». Скоморохи высыпают на пол два ведра картошки. Соревнуются два человека или две пары. Игру можно повторить несколько раз. 1-й скоморох: - И со всех концов земли все на ярмарку пришли! Вот девчонки-поскакушки и ребята-веселушки! 2-й скоморох: А вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар любой на выбор! Дети играют в игру «Прыжки через канат». Звучит веселая русская мелодия, ведущие крутят канат и дают детям различные задания: прыгать парами, вприсядку, втроем, боком и прочие. 1-й скоморох: - Да вон и сам Иванушка. Давайте-ка ребята, спросим, где был Иванушка? Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?» - Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Курочку! - Курочка по сенечкам зернышки клюет, Иванушка в горенке песенки поет. - Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Уточку! - Курочка по сенечкам зернышки клюет, Уточка по лужицам взад-вперед идет, Иванушка в горенке песенки поет. - Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Барашка! - Курочка по семечкам зернышки клюет, Уточка по лужицам взад-вперед идет, Барашек на лугу травку жует, Иванушка в горенке песенки поет. - Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Коровку! - Курочка по сенечкам зернышки клюет, Уточка по лужицам взад-вперед идет, Барашек на лугу травку жует, Коровка детям молоко дает, Иванушка в горенке песенки поет. Иванушка пляшет под русскую народную мелодию «Калинка». 2-й скоморох: - Бубны, румбы, трещотки, ложки! Кто хочет поиграть немножко? Становись в ряд! Выбирай подряд! Красиво - приятно, а для всех занятно! Дети выбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают. 1-й коробейник. Кто еще хочет нас потешить на нашей ярмарке? Звучит русская народная мелодия «Барыня», второй ведущий выводит «медведя». 2-й коробейник: Расступись, народ честной, Идет медведюшко со мной! Много знает он потех, Будет шутка, будет смех! (Медведь кланяется публике.) 1-й коробейник: - Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девушки в детский сад собираются? (Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.) - А какие в нашей группе мальчики? (Медведь дерется, рычит.) - А как Ваня проспал, в сад опоздал? (Медведь «спит», вскакивает, бежит.) - А как наш воспитатель по группе ходит? (Медведь важно ходит по сцене.) - А как Дуняша пляшет? (Медведь выставляет ногу.) - Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя! (Медведь крутит задом.) 2-й коробейник: - Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись! (Медведь кланяется и уходит.) 1-й коробейник: - Чудаков на свете много, вот и в нашем городе их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки! Ребенок читает стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки». Я послал на базар чудаков, Дал чудакам пятаков. Один пятак - на кушак, Другой пятак - на колпак, А третий пятак - так. По пути на базар чудаки Перепутали все пятаки. Который пятак - на кушак? Который пятак - на колпак? А который пятак - так? Вот ведь глупые чудаки, Перепутали все пятаки! А Иванушка-то, простота, Купил лошадь без хвоста, Поехал жениться, Привязал корытце, Корытце мотается, Невеста улыбается. Корытце упало -Невеста пропала! 1-й скоморох: А ну, ребята, а ну, девчата! Выходи рядком. Играть начнем! Дети играют в русскую народную игру «Плетень» Под веселую русскую народную мелодию над ширмой появляется кукла Петрушка. Петрушка: - Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: девочки или мальчики. Договорились? Петрушка загадывает детям загадки: Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только... Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у... Коньки на льду чертили стрелочки… С утра в хоккей играли... Болтали час без передышки… В цветастых платьицах... При всех помериться силенкой, Конечно, любят лишь... Боятся темноты трусишки - Все, как один, они... Шелк, кружево и в кольцах пальчики - Выходят на прогулку... Петрушка: - Молодцы! До свидания! А на смену мне вновь идут веселые скоморохи! 1-й скоморох: - «Ой, полным-полна коробушка, есть и ситец и парча» - так поется в песне. Но у нас, у коробейников, короба уже пусты. 2-й скоморох: Вот и солнце закатилось - Наша ярмарка закрылась! 1-и скоморох: Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям! Звучит русская народная мелодия «Камаринская». Соморохи и дети покидают ярмарку. |
|
|
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.