Вторник, 17.12.2024, 01:05
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Декабрь » 16 » Сценарий Крещения Господня 2013
19:34
Сценарий Крещения Господня 2013
загрузка...
По форме коллективное творческое дело организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная, чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного коллектива и других людей (зрителей), чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. Коллективное творческое дело формирует у детей определенные навыки деятельности и положительные привычки. По содержанию данное мероприятие приобщает школьников к традициям празднования христианских праздников на Руси.

^ Цели и задачи КТД: пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний: истории, религии, традициям, культуре нашего народа. (Учащиеся знакомятся с христианским двунадесятым праздником, который всегда занимал важное место в жизни народа); пробуждение или углубление у школьников интереса к различным видам деятельности (читая стихи, исполняя песню учащиеся тем самым демонстрируют свои способности - (музыкальный, поэтический, драматический дар): формирование нравственных качеств дружелюбия, взаимопомощи в формах коллективной работы.

Долгое время в нашей стране о религиозных праздниках писали и говорили мало, хотя отмечали их во многих домах и ходили в церковь. А что знают о Крещении современные школьники? То, что это христианский религиозный праздник, после которого наступают крещенские морозы. Смысл праздника оставался непонятным большинству учащихся.

Поэтому очень важно познакомить учащихся с историей его возникновения, с его значением, с тем, как праздновали Крещение Господне на Руси и как празднуют в наше время. Приобщение школьников к культурным традициям России, знания о религиозной культуре как составляющей (основной) части жизни народа способствует формированию нравственных качеств личности, решению задач духовно-нравственного, эстетического, умственного воспитания. Расширение культурного кругозора детей в области религиозной культуры помогают формированию исторической памяти, уважительного отношения к традициям Отечественной культуры. В результате внеклассного мероприятия дети получат знания о том, что такое двунадесятый праздник, узнают историю рождения Иоанна Предтечи, Крещения Иисуса Христа. А прослушав отрывок из произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» узнают о праздновании Крещения на Руси. Через тексты стихотворения, песни, сценку детям становится доступным материал по истории религиозной культуры. Важна роль ведущего (учителя), который ведет диалог со зрителями (с учащимися), направляя внимание, задавая вопросы. В начале мероприятия ведущий предупреждает, что в конце будет проводиться викторина, победитель которой получит приз (приз не называет), тем самым стимулируя зрителей к внимательному участию. Зрители - это родители и учащиеся, не задействованные в сценарии мероприятия.

^ Сценарий вечера.

Все участники мероприятия выходят и хором исполняют песню: Автор слов и музыки Алексей Куриленко.

Крещение

Несется песнь, всю суету глуша,

Простой народ святым становится;

Для Господа рождается душа,

Когда в крови Христа омоется.

Белее снега стал и ты,

Храни святое одеяние;

Не пачкай этой красоты,

Примите это в пожелание.

Ты, как ребенок, вышел из воды,

Нога твоя земли не ощущает;

Законы притяжения слабы,

Когда Господь любовью наполняет.

^ Ведущий (учитель): Какие христианские праздники вы знаете? (Ответы детей) Русской Православной Церковью отмечается много праздников. Среди них выделяются Великие (основные), называемые Двунадесятыми (двенадцать). Один из них, - праздник Крещения Господня или Богоявления. Христиане отмечают его 19 января. Вот как описывал праздник «Крещение» И. С. Шмелев:

^ Выходит ученик и читает отрывок из произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»: «Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой башни. Отец спрашивает, хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней - прорублена во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато - седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники много - много. В солнышке все блестит - и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев - митры. Долго выходят из-под Кремля священники светлой лентой и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносится пение да выкрик протодиакона. Говорят «Погружают крест!». Слышу знакомое: «Во Иорда-ане крещающуся Тебе, Господи-и» - и вдруг грохает из пушки. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!» - и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии и ба-бах! И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго».

^ Ведущий (учитель):О чем рассказал наш мальчик? (Ответы детей). Слово «ердань» - искаженное «Иордан» - название реки, в которой святой Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа

^ Учитель читает детям отрывок из Евангелия от Луки: « …был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов...Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: …Сотворите же достойные плоды покаяния …Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его».

О чем рассказывает Евангелие? О том, что воплотившийся на земле Бог, по великой любви придя к людям, показал им путь к спасению от греха. Он Сам показал пример того, как следует вести себя людям: сознавать свои грехи, приносить в них покаяние. Но самое главное – для спасения люди должны принять Крещение. Крещение – это таинство. И оно совершается в христианской (в России – православной) Церкви. В память об этом великом событии и установлен праздник Крещения Господня. В этот день во время торжественного богослужения происходит освящение воды. Также освящаются и воды в водоемах, реках. Люди погружаются в освященные воды как в крещенскую купель. Христиане верят (по слову Евангелия), что Сам Бог в этот день освещает все свои творения. Вот о таком событии и рассказывают и писатели, и поэты. Этот праздник праздновали и празднуют христиане во всем мире. Традиции сохранились до наших дней. Накануне Крещения и в день самого праздника освящают воду в православных храмах. Многие русские поэты посвятили свои стихотворения событию Крещения Господня.

^ Выходит 1-й ученик и читает стихотворение:

Богоявленъем назван день

Под небом Палестины

Среди песков и скал

В извилистой долине

Тек Иордан.

Вдоль берега деревья,

Селенья, города.

Чуть далее пустыня,

Безводная земля.

В пустыне жил Предтеча-

Креститель Иоанн.

Учил он жизни праведной

Окрестных поселян.

2 ученик: Он потому Предтеча был,

Что шел перед Христом.

Христу готовил путь он,

Был Дух Святой на нем.

«Покайтесь и креститесь

В знак покаянья, вы,-

Так говорил Креститель,

Беседуя с людьми,-

Крещу я Вас водою,

Смывая с вас грехи.

За мной идет Мессия

-Спаситель душ людских.

Крестить Он будет Духом

Святым, от Бога данным».

Ученик 3: И многие крестились,

Покаясь, в Иордане.

Ученик 4: Шли к Иоанну отовсюду люди.

Однажды, у реки, под вечер

Собралось много их креститься

И слушать проповедь Предтечи.

Ученик 5: Чуть, чьи-то тихие шаги.

Прервалась проповедь пророка.

С холма спустился Иисус,

Креститься шел по воле Бога.

«Ты - Агнец Божий, без греха.

Я не могу тебя крестить,

-Так говорил пророк,-

Ведь я креститься должен у Тебя».

Ведущий: «Исполнить правду Божию

С тобою мы должны,-

Так отвечал ему Иисус,-

Меня, ты окрести».

Ученик 7: В поток речной Христос вошел,

И при Крещении Его

Открылось небо.

Дух Святой, как голубь, на Него сошел.

И слышен Голос был с небес:

«Он - Сын Мой»

Ученик 8: Миру Бог Отец Святую Троицу явил,

Реки Он воды - освятил.

Ученик 9: Богоявленьем назван День

Крещенья Господа Христа.

Ученик 10: Чиста крещенская вода,

Нам освящает жизнь она.

В России в это время года

Стоят крещенские морозы.

На реках толстый лед лежит,

Под солнцем северным блестит.

^ Ариадна Лещинская

Ведущий (учитель): Вот так евангельское событие изложено в стихотворной форме современным поэтом. Будет хорошо, если и вы после нашего урока нарисуете или напишете на тему этого праздника. В Таинстве Крещения Бог явил (показал) Себя людям. Люди узнали, что Бог - Пресвятая Троица: Сын Божий крестился, Дух Святой сошел в виде голубя. Голос Отца Бога слышен был с небес.

^ Учитель проводит викторину среди учащихся. Победитель получает в подарок изложенную для детей Библию.

Викторина

1. Что такое Двунадесятые праздники?

2. в честь какого евангельского события установлен праздник Крещения?

3. Какого числа отмечается праздник Крещения Господня (Богоявления)?

4. Как изображается Святой Дух на иконах?

5. В водах какой реки крестился Иисус Христос? Где она протекает?

Ответы:

1. Основные христианские праздники - их всего 12.

2. В честь события Крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей.

3. 19 января

4. Голубь

5. Иордан. На Святой Земле. Израиль. Палестина.

Литература:

1) Закон Божий

2) Новый Завет. Святое Благовествование от Луки.Глава 1

3) Библия для детей. Священная история Ветхого и Нового Завета. Минск, 1992

4) Календарь православных праздников.1990

5) И.С. Шмелев. Лето Господне. 2001

Попова Е.,

студентка 3 курса ИЛиМК

лингвистического факультета

^ Христианские праздники на Руси.

Урок-рассказ. (Для учащихся 5-6 классов).

Данная работа посвящена проведению внеклассного мероприятия по теме «Христианские праздники на Руси». В настоящее время религиозная тематика в любых формах и проявлениях не является обязательной в средних общеобразовательных учреждениях, но проводить подобные мероприятия в школах просто необходимо. Религиозная культура позволяет воспитывать в детях стремление к совершению благих дел и отрицанию всего подлого и ложного. Каждый человек в глубине своей души тянется к возвышенному, прекрасному, чему-то такому, что стоит над всем миром. Всякая душа имеет это стремление, и развивать его, направлять в нужное русло нужно с детства. А христианские праздники – это воплощение многовековой русской православной культуры, основанной на вере. Сегодня далеко не в каждой семье знакомят ребенка с основами православной культуры. И кто как не учитель, верный помощник и наставник ребенка, может помочь в приобщении ребенка к ценностям традиционной культуры?

Разработанное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов средних школ. В этом возрасте дети еще очень восприимчивы к получаемой информации, и если преподать ее в подходящей форме, она произведет на них впечатление и оставит свой положительный след.

Форма проведения мероприятия – урок-рассказ с элементами игр и викторин. Мероприятие планировалось в виде рассказа учителя с последующим закреплением материала (в форме викторины). Но в процессе работы родилась идея вовлечь в рассказ (о каждом празднике) несколько наиболее активных учеников. Этих учащихся выберет сам учитель за некоторое время до проведения мероприятия, и они самостоятельно подготовят рассказ на свою тему. Составить такой рассказ (с подходящим текстом и в нужной форме) детям в возрасте 10-11 лет еще слишком сложно, поэтому здесь приводятся готовые варианты их выступлений, которые учителю останется лишь раздать, а ученикам – творчески подготовиться к рассказу. Оставшаяся же часть класса примет участие в играх и викторинах после общего рассказа, тем самым все ученики будут задействованы.

Для проведения игр и викторин учителю предлагается материал для самостоятельной подготовки. Это всевозможные иллюстрации, раздаточный материал, схемы проведения викторин, игр и др. (Материал можно найти в Банке Духовной культуры Духовно-просветительского Центра прим. ред.) Практически весь материал для рассказа учителя и учеников изложен в основной части работы. Роли помечены соответствующими названиями (Учитель; Ученик 1,2, и т.д.).

^ Цели проведения данного мероприятия: помочь детям в освоении понятий отечественной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях; познакомить детей с историей и смыслом основных православных праздников; воспитывать художественный вкус учащихся, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа; расширить детский кругозор; развить способность слушать и запоминать предлагаемый материал; направить интерес и усилить стремление к духовным ценностям.

^ Средства для реализации поставленных целей: понятный адаптированный текст рассказа – для наиболее быстрого и легкого запоминания; вовлечение учеников в процесс рассказа – для эффективного понимания (сверстниками друг друга); форма – КТД, использование наглядного раздаточного материала – для визуального запоминания;

Проведение игр и викторин (также с использованием наглядных средств) – для закрепления и усвоения предложенного материала.

^ Структура внеклассного мероприятия по теме «Христианские праздники на Руси»: Вступление (слова учителя); Основная часть – краткий рассказ о праздниках: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во Храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Крещение Господне; Богоявление; Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье); Пасха. Рассказ о каждом празднике начинается учителем, затем продолжается учениками, выбранными заранее. Таким образом, реализуется форма работы - «Устный журнал». В конце последнего рассказа учитель подводит итог всему сказанному и объявляет о начале викторин;

^ Проведение учителем игр и викторин:

Концерт «Ромашка»

«Угадай-ка»

Викторина с вопросами

Подведение итогов

Домашнее задание

(Данное мероприятие может проводиться на двух занятиях)

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по теме

«Христианские праздники на Руси»

Учитель: Здравствуйте дети! Сегодня мы узнаем с вами о радостных событиях – праздниках. Это не обычные праздники. Но такие, которые праздновались на Руси. Россия – христианская страна. Ее основной религией после Крещения стало христианство, православие. И праздники в России праздновались православные. Мы узнаем с вами об их истории и праздновании.

Помогут мне рассказывать о них некоторые из вас, остальные же смогут принять участие в викторинах и играх после рассказа. Поэтому слушайте внимательно и старайтесь запоминать. Надеюсь, вам будет интересно. Ну что же, давайте начнем. (Если есть возможность, можно использовать звуковое сопровождение: церковные песнопения, звон колоколов и др.)

Учитель: Первый праздник, о котором мы поговорим – это Рождество Пресвятой Богородицы. Празднуется он 21сентября. Указание на него можно найти уже в IV веке, когда равноапостольная Елена построила храм в честь Рождества Богородицы. Люди прославили событие Рождества Богородицы многими песнопениями, коими и ныне Церковь воспевает родившуюся Деву Марию. Давайте заглянем в историю. События, о которых мы будем сегодня говорить, происходили много лет назад и описаны в Библии. (Вызывает первого ученика)

Ученик 1: В городе Назарете жила благочестивая семья – Иоаким и Анна. Иоаким был потомком великого царя Давида, а Анна вела свой род от первосвященника Аарона. Иоаким и Анна достигли уже преклонного возраста, но не имели детей. Это очень огорчало их, и они молили Бога о ребенке, обещая посвятить младенца служению Господу. Однажды Ангел предстал перед Иоакимом и сказал: «Не печалься, иди домой к жене своей, родится у нее дитя, через которое весь мир благословится». Услышав эти слова, поспешил Иоаким в дом свой, славя Господа Бога.

Тем временем Анна стояла в саду, простирая в молитве руки к Богу, явился перед ней Ангел и сказал: «Анна! Не плачь, у тебя будет ребенок, девочка, наделенная особой милостью от Бога. Через Нее придет в мир спасение». Анна очень обрадовалась, и восславила Господа Бога за Его великую милость. Иоаким торопился домой, чтобы сообщить Анне об Ангеле и его словах. Как только он приблизился к дому, Анна поспешила навстречу мужу, чтобы рассказать ему о своем видении. В глубокой любви нежно обняли они друг друга, славя Господа Бога за все дела Его.

Обещание Бога скоро исполнилось, и к великой радости Иоакима и Анны у них родилась Дочь, и нарекли имя ей – Мария. И была Она избранницей Божией, чтобы стать Матерью Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Учитель: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается Великим. Его празднуют 21 сентября.

Теперь поговорим о следующем празднике: Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Празднование совершается 4 декабря. Послушаем вновь библейский сюжет (Вызывает второго ученика)

Ученик 2: Иоаким и Анна любили Дочь всем сердцем. Когда Марии исполнилось 3 года, они поспешили выполнить свое обещание посвятить Ее Богу и привели Ее в Храм Божий, который находился в городе Иерусалиме. Когда родители Девы Марии приблизилась к Храму, первосвященник вышел им навстречу. Ко всеобщему изумлению, трехлетняя девочка Сама начала подниматься по ступеням, ведущим в Храм. Она не остановилась до тех пор, пока не оказалась на верхней ступеньке. Восхождение Пресвятой Девы по ступенькам Храма совершалось при чтении молитв. На верхней ступени Ее встретил главный служитель храма - первосвященник. А далее произошло нечто необычное. Ни одной женщине не разрешалось заходить в Святая Святых Храма. Даже сам первосвященник мог входить туда только один раз в году. Но сейчас, ко всеобщему изумлению, он, вдохновленный Божиим Святым Духом, провел маленькую Марию в святилище.

Все детство Пресвятой Богородицы прошло в Храме, в служении Богу.

Учитель: Следующий православный праздник называется Благовещение Пресвятой Богородицы. Общее значение слова «Благовещение» – благая, радостная, добрая весть. В православной церкви есть иконы, изображающие это событие. На них изображается Архангел Гавриил, предстоящий перед Святой Девой Марией (Показать детям иллюстрацию с изображением иконы праздника)

Учитель: Теперь послушаем историю, связанную с этим праздником (Вызывает третьего ученика)

Ученик 3: Пресвятая Дева Мария жила в городе Назарете. Она была обручена со своим родственником, восьмидесятилетним плотником Иосифом, происходившим, как и Сама Богородица, из рода великого царя Давида. Однажды Марии явился Архангел Гавриил, посланный Богом. Он сказал ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою! Благословенна ты в женах». Марию охватило смущение и испуг. Но архангел успокоил ее: «Не бойся, Мария! Бог благословил Тебя родить Сына, Которому Ты дашь имя Иисус. Он будет вечно царствовать над Израилем и называть Его будут Сыном Божиим» Но Мария не поняла: как же у Нее родится Сын, если Она не замужем? «Дух Святой сойдет на Тебя, потому и назовут Сына Твоего Сыном Божиим. Вот и родственница твоя Елизавета, хотя и в преклонных годах, тоже ждет ребенка. Для Бога нет ничего невозможного». И Мария со смирением и готовностью приняла волю Божию.

Учитель: Следующий праздник наверняка знаком каждому из Вас – это Рождество Христово. Когда же мы его отмечаем? (Дети без труда ответят на вопрос). Правильно, 7 января. (Вызывает четвертого ученика)

Ученик 4: В то время римский император Август приказал переписать своих подданных, а для этого повелел всем вернуться в города, где жили их предки. Род плотника Иосифа происходил из Вифлеема, города царя Давида в Иудее, поэтому Иосифу и Марии пришлось отправиться в путь. По дорогам двигались толпы людей – это семьи иудеев возвращались на родину. Все дома были переполнены, и, когда, наконец, Мария с Иосифом добрались до Вифлеема, места для ночлега уже не нашлось. Наступил вечер, и они решили переночевать в пещере, которая служила стойлом для скота. Там было теплее, чем на улице, и можно было сделать постель из соломы.

В небе над этой пещерой сияла огромная звезда. Ночью Мария родила Сына. Она запеленала Его и положила на сено, в кормушку для скота.

В ночь, когда родился Иисус, на окрестных полях пастухи охраняли свои стада. Вдруг перед ними, во всем своем величии, предстал ангел Божий, и пастухи очень испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам о великой радости, пришедшей в мир. В городе Давидовом родился Господь-Спаситель, вы Его легко узнаете – Младенец лежит спеленутым в яслях. В этот миг на поле внезапно появилось множество ангелов, славящих Бога и радующихся за людей. Пастухи сказали друг другу: «Надо скорее идти в Вифлеем и увидеть Младенца, о Котором возвестил нам Бог»

Они поспешили в город, и вскоре увидели в пещере Марию с Иосифом и Младенцем, лежащим в яслях. Пастухи рассказали о том, что услышали от ангела, поклонились Младенцу Христу и возвратились к своим стадам, славя и благодаря Бога.

Сверкающую над Вифлеемом звезду увидели даже в дальних странах. Три волхва – мудреца, живших на Востоке, завидев ее двинулись в путь. Вифлеемская звезда плыла впереди, пока не остановилась над местом, где был Младенец. Они вошли в пещеру, и, увидев Дитя, поклонились до земли, а потом поднесли Иисусу драгоценные дары – золото, ладан и смирну.

Учитель: День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим праздникам. В ночь на Рождество во всех храмах идут праздничные службы. Праздничные дни продолжаются десять дней. Это светлая, радостная пора, которую называют святки. На святки принято ходить друг к другу в гости, дарить подарки, петь Рожественские песенки – колядки. По прошествии святок, 18 января наступает Крещенский сочельник, день строгого поста, позволяющего людям молитвой и постом подготовиться к следующему великому церковному празднику – Крещению Господню или Богоявлению. В Божественном Писании говорится, что когда Иисусу исполнилось 30 лет, Он пришел к реке Иордан, чтобы креститься в ее водах. (Вызывает пятого ученика)

Ученик 5: Святой пророк Иоанн Креститель проповедовал израильтянам в пустынной местности возле реки Иордан. «Покайтесь, - призывал он, - приблизилось Царствие Божие!» И многих он крестил в водах реки Иордан, при этом люди вслух исповедовались в своих грехах. Пришел креститься в водах иорданских и сам Иисус, который был безгрешен. Увидев Его, Иоанн воскликнул «Зачем Ты пришел ко мне? Это мне надо креститься у Тебя!» Но Иисус ответил ему: «Оставь все как есть. Этим мы исполним волю Божию». И тогда Иоанн крестил Иисуса. Стоило Иисусу выйти из воды, как над Ним разверзлись небеса, и Иоанн увидел, как Дух Божий в виде голубя сходит на Иисуса, а с небес раздался голос: «Это Сын Мой возлюбленный! В Нем Моя отрада!»

Учитель: Вы видите, Бог явил Себя людям, показав, что Он есть Бог Единый, Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. В древней Церкви был обычай крестить людей в праздник Богоявления, так как Крещение является духовным рождением людей. Какие еще праздники вы знаете?

^ Дети: Пасха!

Учитель: Правильно. О Пасхе мы обязательно расскажем, но сначала поговорим о празднике, который отмечается за неделю до Пасхи. Это Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресенье. Послушаем историю из Библии, связанную с ним. (Вызывает шестого ученика).

Ученик 6: Перед тем, как в последний раз войти в Иерусалим, Иисус велел двум ученикам пойти в ближайшее селение. «Там, - сказал Иисус, - вы увидите привязанного осленка, на которого еще никто не садился. Отвяжите его и приведите ко Мне. А если вас спросят, почему вы его забираете, скажите, что он нужен Господу». Ученики так и сделали. Они привели молодого осленка, покрыли его своими одеждами, и Иисус сел на него. Ворота Иерусалима были уже перед ними. У городской стены собралось множество людей. Они держали в руках пальмовые ветви и кричали: «Осанна в вышних! Благословен Царь, который приходит во имя Господа! Мир на небе и слава в небесах!». Люди думали, что Иисус пришел освободить их от римлян, правивших страной, чтобы создать новое царство Израильское. Иисус въехал в ворота, посмотрел на башни города и заплакал: «О, Иерусалим, если бы ты хоть сегодня понял, что тебе нужно для мира! Наступят дни, когда враги нападут на тебя, разрушат до основания стены и убьют твоих детей. Они не оставят камня на камне, и все из-за того, что ты не распознал, когда Сын Божий пришел к тебе!»

Учитель: В этот праздник люди несут с собою в Церковь веточки вербы, символизирующие пальмовые ветви, с которыми иудеи встречали Христа в Иерусалиме. Веточки вербы освящают в храме и хранят дома до следующей Пасхи возле святых икон.

Следующую неделю после Вербного воскресенья принято называть Страстной. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершающихся событий каждый день этой недели именуется великим. В церковных службах вспоминается вся история страданий Иисуса Христа. С древних времен и по сей день, дни Страстной недели верующие проводят в усердной молитве, воздержании и посте, готовясь к приближающемуся торжеству – Пасхе или Светлому Христову Воскресению (Вызывает 7, 8 и 9 учеников)

Ученик 7:Народ иудейский прославлял Христа как Царя и Мессию. Это вызвало зависть и злобу у первосвященников и вождей народа. Они решили предать Его смерти и обещали награду тому, кто предаст Христа их власти. Сделать это вызвался один из двенадцати учеников Христа Иуда Искариот за тридцать серебряных монет.

Ученик 8: На склоне Масличной горы рос сад, который назывался Гефсиманией. Туда пришел Иисус с учениками. Сказав, что Он идет молиться, Иисус позвал с собою Петра и братьев Иакова и Иоанна - сыновей Зеведея. Они углубились в сад; остальные ученики стали ждать их возвращения.

Иисус, охваченный горечью и тоской, попросил Петра и его товарищей: «У Меня тяжело на душе. Не спите, побудьте со Мною!» И отойдя чуть в сторону, Иисус стал горячо молиться; капли пота катились по Его лицу:

«Отец Мой! Если только возможно, избавь Меня от этих мучений. Впрочем, пусть свершится Твоя воля, а не Моя!» Еще молился Иисус о Своих учениках, чтобы Его Отец поддержал и защитил их. Но вернувшись, Иисус обнаружил их спящими. «Неужели вы не могли даже один час побыть рядом со Мною? - печально спросил Он. - Не спите и молитесь, чтобы выдержать тяжелое испытание». Затем Иисус опять отошел в сторону и продолжал молиться: «Отец Мой! Если невозможно для Меня избегнуть страданий, пусть будет так, как Ты хочешь!». Утомленные же ученики Его опять заснули. Взглянув на них, Иисус в третий раз обратился к Отцу — все с той же молитвой. После этого Он подошел к ученикам: «Все еще спите? А ведь наступает тот миг, когда Сына Человеческого отдадут во власть грешников! Встаньте и посмотрите - вот идет тот, кто предал Меня!» В этот момент в саду показался Иуда, который привел с собой первосвященников и старейшин. С ними было много вооруженных людей. Иуда заранее предупредил их: «Хватайте Того, Кого я поцелую».Увидев Иисуса, Иуда подошел к Нему со словами: «Приветствую Тебя, Учитель! - и поцеловал Его. Иисуса тут же взяли под стражу. Тем временем перепуганные ученики Иисуса разбежались кто куда.

Ученик 9: Высший иудейский суд, первосвященники и старейшины искали свидетельств, на основании которых Иисусу можно было бы вынести смертный приговор и не находили их. Иисуса отвели к римскому правителю Пилату. «Я не нахожу в Нем вины» - сказал Пилат. Но все присутствующие кричали: «Повинен смерти!» Созвав народ, Пилат вывел Христа и сказал: «Вот человек. Я не нахожу в нем никакой вины. Сегодня у вас Пасха, и я могу отпустить одного из обвиняемых. Хотите, я отпущу Иисуса?» Но толпа кричала: «Отпусти нам Варраву!» Варрава же был один из разбойников. И Пилат позвал солдат и велел им по случаю Пасхи отпустить Варраву, а Иисуса казнить распятием.

Ученик 7: Римские воины увели Христа. Возложив на него Крест, который Он должен был нести на место казни, воины повели Его на место, называемое Голгофа. Иисуса распяли вместе с двумя разбойниками. Крест, на котором Он был распят, находился посередине. Над головой Его укрепили табличку, где на трех языках: еврейском, латинском и греческом была написана его вина: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Страдая на Кресте, Иисус молился: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». Народ же насмехался: «Других спасал, а себя не может спасти».

Ученик 7: Господь Иисус Христос умер на Кресте в пятницу около трех часов. В тот же день вечером тайные ученики Христа Иосиф Аримафейский и Никодим сняли с Креста тело Иисуса, помазали его благовониями, обвили плащаницей (полотном) и похоронили в каменной пещере. Вход в пещеру они заложили большим камнем. Утром же в субботу первосвященники и книжники приставили к пещере стражу, а к камню приложили печать. На третий день после Своей смерти, в воскресенье рано утром, когда еще было темно и воины находились на свом посту возле запечатанного гроба, Господь Иисус Христос Воскрес их мертвых. Тайна Воскресения, как и тайна воплощения непостижимы. Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив печати. Воины не видели, что произошло в пещере и продолжали сторожить опустевший гроб.

Ученик 8: На следующий день после Пасхи Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины поспешили ко гробу с благовонным миром. Они нашли камень отваленным, а на гробе увидели ангела в блистающих белых одеждах. Ангел сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее».

Учитель: Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение – главное событие года для православных христиан. Слово «Пасха» означает «перехождение, избавление». Воплотившийся Сын Божий Умер на Кресте для очищения грехов людей и Воскрес, чтобы дать всем людям, верующим в Него, вечную жизнь. В этот день люди приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!». Во всех храмах идут праздничные пасхальные богослужения, раздается праздничный колокольный звон, причем звонят в колокола на Пасху не только звонари, но и любой желающий. На пасхальном столе всегда бывают крашеные пасхальные яйца. Яйцо означает начало новой жизни, веру в Воскресение. Рядом красуются кулич и пасха.

Расскажите, кому из вас это знакомо? А кто из вас празднует Пасху всей семьей? Ну что же, на этом наш сегодняшний рассказ заканчивается. Мы поговорили о семи православных праздниках, обычаях, с ними связанных, их истории, о которой повествуется в Библии. Конечно, христианских праздников гораздо больше, и если у кого-то из вас появится такое желание, он сможет рассказать о каком-нибудь из них на следующем уроке. Надеюсь, вам было интересно, и вы многое запомнили. Теперь мы немножко поиграем…

^ Игры и викторины.

Концерт «Ромашка»

На столе лежит сделанная учителем «ромашка», под лепестками которой спрятаны номерки. Каждый номер соответствует определенному стихотворению (на религиозные темы), которые находятся у Учителя. Участники (желательно, те дети, которые не были задействованы в рассказе) тянут по очереди лепестки. Задание – прочитать стихотворение, которое тебе досталось, с выражением на весь класс.

Стихотворения:

***

Я слышал в келии простой,

Старик молитвою чудесной

Молился тихо предо мной:

«Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами;

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли;

Насущный хлеб нам ниспошли

Своею щедрою рукою;

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас». Перед крестом

Так он молился. Свет лампады

Мерцал впотьмах издалека,

И сердце чуяло отраду

От той молитвы старика!

^ А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Борис Годунов»

Молитва

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души, как бремя, скатится

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

^ М. Ю.Лермонтов

***

Он шел безропотно тернистою дорогой,

Он встретил радостно и гибель, и позор;

Уста, вещавшие ученье правды строгой,

Не изрекли толпе глумящейся укор.

Он шел безропотно и, на Кресте распятый,

Народам завещал и братство, и любовь;

За этот грешный мир, порока тьмой объятый,

За ближнего лилась Его святая Кровь.

О дети слабые скептического века!

Иль вам не говорит могучий Образ тот

О назначении великом человека

И волю спящую на подвиг не зовет?

О нет, не верю я! Не вовсе заглушили

В нас голос истины корысть и суета;

Еще настанет день. Вдохнет и жизнь, и силу

В наш обветшалый мир учение Христа!

^ Алексей Плещеев

***

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

^ Константин Романов

***

Пасхальным небом

Освещен мой дом,

И солнце, словно жаркая пекарня,

Одарит благодатью и теплом,

Когда ты одинок и неприкаян.

Мир целен, как пасхальное яйцо;

Тружусь ли я,

Работница ли Богу,

Когда Он в ночь выходит на крыльцо

И освещает тесную дорогу.

^ Лилия Кулешова

«Угадай-ка»

Очень простая игра, но должна быть занимательной для детей. Учитель спрашивает желающих и раздает им картинки, на которых изображены события из Библии, с которыми связаны определенные православные праздники. О них рассказывали их сверстники ранее. Задание – разгадать, какое событие и связанный с ним праздник изображено на этих картинках.

Викторина

Последняя игра с целью закрепления рассказанного библейского материала. Учитель, в качестве ведущего, задает вопросы. Отвечают самые быстрые и сообразительные (желательно, те дети, которые не были задействованы в рассказе). За правильный ответ дается карточка с баллом (можно просто нарезать цветную бумагу). Набравший больше всех баллов – победитель. В качестве приза отлично подойдет детская книга.

^ Вопросы для викторины:

1. Как звали родителей Девы Марии?

А. Иоаким и Анна.

Б. Иосиф и Анна.

В. Иосиф и Мария.

2. Что произошло, когда Марию впервые привели в Храм?

А. Мария заплакала от радости.

Б. В церкви появились Ангелы небесные.

В. Первосвященник отвел Марию в «Святая Святых» Храма.

^ 3. Каково значение слова «Благовещение»?

А. Благая, радостная, добрая весть.

Б. Благое, искреннее желание.

В. Православная вера.

4. Кого изображают на иконах Благовещения Пресвятой Богородицы?

А. Богородицу с Младенцем на руках.

Б. Ангела в небе.

В. Архангела Гавриила, предстоящего перед Святой Девой.

5. Где родился Иисус Христос?

А. В гостинице города Иерусалима.

Б. В доме, где жили Дева Мария и ее дядя Иосиф.

В. В пещере, где коровы и овцы укрывались от ненастья.

^ 6. Как мудрецы нашли место, где родился Иисус?

А. При помощи предсказаний.

Б. Путь им указала Рождественская Звезда.

В. Им помогли Ангелы.

7. Когда проходит праздник Крещения Господня?

А. 19 января.

Б. 20 февраля.

В. 3 мая.

8. Как звали человека, от которого Иисус принял Крещение?

А. Яков.

Б. Иосиф.

В. Иоанн.

9. Как иначе называется день Вербного Воскресенья?

А. Богоявление.

Б. Вход Господень в Иерусалим.

В. Святое Воскресение.

10. Что принято делать в Вербное Воскресенье?

А. Нарвать букет цветов.

Б. Гулять вокруг церкви.

В. Сорвать несколько веточек вербы, освятить в церкви и принести домой.

11. Какой праздник наступает через неделю после Вербного Воскресенья?

А. Крещение.

Б. Пасха.

В. Благовещение.

12. Что обнаружили друзья Иисуса, придя в его гробницу с утра?

А. Иисус Воскрес, и Его Тело исчезло.

Б. Вход в гробницу был задвинут большим камнем.

В. Ангел стоял у входа в гробницу.

13. Что принято говорить друг другу в день праздника Пасхи?

А. Ура!

Б. С праздником!

В. Христос Воскрес – Воистину Воскрес!

14. Что означает пасхальное яйцо на праздничном столе?

А. Начало новой жизни, веру в Воскресение.

Б. Начало праздника.

В. Веру в светлое будущее.

Ответы: 1-А; 2-В; 3-А; 4-В; 5-В; 6-Б; 7-А; 8-В; 9-Б; 10-В; 11-Б; 12-А;

13-В; 14-А.

После того, как игры закончены, победитель объявлен и награжден, Учитель благодарит детей за проявленное внимание и интерес и задает домашнее задание – нарисовать рисунок и написать небольшое сочинение об одном из православных праздников.
Категория: Праздничный сценарий 2014 | Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.