14:00 Сценарий урока семьи и семейных ценностей в начальной школе | |
На свете нет двух во всем одинаковых людей, поэтому каждый человек по сути своей уникален. С детства мы познаем мир, получаем образование, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. И все это происходит в окружении других людей, с которыми надо уметь взаимодействовать. Каждый человек воспринимает жизнь через призму своих потребностей, предпочтений и ощущений. Поэтому очень важно допускать и принимать иное мироощущение.
В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект. Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является главным, если не единственным, центром нравственного развития и воспитания детей. Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Как правило, педагоги сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. При этом многие забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л.Н.Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. В начальной школе учащиеся знакомятся с курсом "Азбука нравственности". Это вводная часть нравственного просвещения детей на уровне формирования у них систематических первичных представлений о нравственности. В первом классе у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому методика работы построена на конкретных ситуациях. В последующих классах, с развитием способности к абстрагированию, дети подводятся к обобщению разных ситуаций, отвечающих тем или иным нормам поведения. В своей работе я широко использую различные методы: - игровые формы с элементами художественного рассказывания; театрализованные уроки; - уроки-путешествия, - рисование под музыку, - работу с пословицами и стихами. Провожу этические беседы, устные размышления на нравственные темы, разыгрывание жизненных ситуаций. Одним из важнейших способов нравственного образования, наряду с традиционными, является тренинг, так как имеет не только теоретическую, но и практическую составляющую. Тренинг - это практическая игровая ситуация, в которой учащиеся могут попробовать реализовать себя в разных ипостасях, побывать в роли "морального противника", поработать "экспертом" и дать оценку происходящему. Жан Жак Руссо говорил: "Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях", поэтому тренинг и является упражнением, позволяющим тренировать душевные качества: доброту, отзывчивость. - Отдай! Это мой карандаш! - Не твой! Я его из дома принесла!.. Конфликты… К сожалению, это часть повседневной жизни. Из своего личного опыта я поняла, что дети (особенно маленькие) научатся гораздо большему не из наших слов обо всем этом, а если увидят, как мы, взрослые, на деле отвечаем на агрессию и конфликт. Если спросить детей: "Что бы вы сделали, если бы вас кто-нибудь толкнул?", то ребята обычно отвечают: "Я бы тоже толкнул его". Как правило, дети не видят никаких альтернатив насилию. Используя тренинговые упражнения, я учу детей формировать свои собственные альтернативные варианты решения конфликтов. Они узнают, что таких альтернатив намного больше, чем им казалось раньше. Благодаря своей связи с реальной жизнью, процесс исследования альтернативных решений конфликтной ситуации учит детей ненасильственному разрешению конфликтов, помогает им прояснить свои собственные ценности, что является необходимым условием творческого разрешения конфликтов. Когда дети работают вместе, общаются и поддерживают друг друга, у них развивается чувство взаимного уважения и желание вместе решать проблемы. Так, применяя упражнение "Ситуация", дети анализируют и решают проблемы, используя литературные источники (например: Что должны сделать герои сказок - Маша и три медведя, Красная Шапочка и Серый Волк; Волк и три поросёнка - чтобы всегда жить дружно?) или жизненные ситуации (например: Мимо проходил одноклассник и столкнул с твоей парты учебники. Твои действия?) При выполнении этого упражнения я использую некоторые приемы ролевой игры: "Замри"! - прием, который позволяет остановить ситуацию и разобраться, почему герои поступают именно так или что они чувствуют по поводу происходящего; "Поменяйтесь ролями" - прием, который помогает детям взглянуть на обе стороны конфликта, пережить состояние своего оппонента, понять точки зрения друг друга. На уроках "Азбука нравственности" система нравственных ценностей рассматривается через пословицы и поговорки, которые заставляют детей задуматься над своими поступками, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколение. Рассматривая различные качества людей на уроках, я использую игровые ситуации, помогающие детям лучше запомнить информацию, когда ребенок не только слышит, но и имеет возможность потрогать изучаемый объект. Так, например, для усвоения понятия "сердечность" выполняется упражнение "Мягкое сердце" (для его выполнения необходима мягкая игрушка в виде сердца). Дети вспоминают, какого человека можно назвать сердечным (того, кто умеет любить других). атем учитель говорит: "Но, к сожалению, на земле есть люди, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Их называют бессердечными". Показывая игрушку-сердце, предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим, дает потрогать сердечко и просит детей перечислить, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца (это могут быть: мама, папа, друзья и даже любимые игрушки). Держась рукой за сердце, дети представляют свое собственное сердце таким же мягким, как то, за которое они держатся. И из этого мягкого сердечка можно послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Использование на уроках художественно-эмоционального и музыкального оформления также способствует закреплению и развитию представления детей о нормах и правилах поведения и о соответствующих им нравственных качествах личности. Н.Б. Крючкова, учитель ГОУ СОШ № 960 г. Москвы Влияние уроков "Азбуки нравственности" на адаптацию первоклассников Первый класс - один из существенных критических периодов в жизни детей. Сентябрь, октябрь, ноябрь - адаптивный период первоклассников. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни школьника в социально-психологическом плане. Школьная адаптация - процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды. Важнейшими её аспектами является: - освоение нового пространства; - принятие роли ученика; - понимание требований и традиций школы; - определение своего места в детском коллективе; - выработка характера отношений со взрослыми; - привыкание к новому режиму жизнедеятельности; - способность успешно развиваться в психологическом, личностном и социальном планах. Начало обучения - это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Первоклассник должен принять новые требования учителя, касающиеся его поведения в школе, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственно-этических выводов. Работая в режиме эксперимента по проблеме: "Нравственное образование в средней школе" мы обратили внимание, что процессу адаптации первоклассников способствуют уроки в 1-4 классах "Азбука нравственности". Эти уроки направлены на развитие и формирование у учащихся важнейших аспектов школьной адаптации. Они помогают: - быстрее освоить новое пространство, принять роль учителя, понять и принять требование и традиции школы, - выработать характер отношений со взрослыми и одноклассниками, - формировать нравственные взгляды детей на нормы поведения - успешному развитию в психологическом, личностном и социальном планах. В адаптационный период основное внимание уделяется ознакомлению детей с наглядными представлениями о нравственности и с правилами культуры поведения. Это правила поведения на уроке, на перемене, в раздевалке, во дворе школы, дома, на улице. Вот основные темы первого полугодия. 1-2. Правила поведения на уроке и на перемене. 3. Правила поведения в гардеробе. 4. Правила поведения в столовой. 5. Правила поведения в библиотеке. 6. Правила поведения на школьном дворе. 7-8.Что такое "добро" и "зло". В адаптационный период первоклассники учатся строить отношения "учитель - ученик", "ученик - ученик". Уроки "Азбуки нравственности" - это целостная система нравственного образования ребенка, и они красной нитью проходят через весь учебный процесс. Нравственное образование в школе предусматривает не только введение этого предмета в учебный план, но и внеклассную работу по программе нравственного образования. Используются разнообразные формы и приемы: беседа, разъяснение, диалог, игра, рисование, обсуждение, коллективное чтение, упражнение в правильном поведении, поиск, инсценирование, доклад, проект, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеофильма, спор-дискуссия, викторина, тренинг, урок-путешествие, родительское собрание, коллективная игра, праздники, концерты для родителей, выставки работ, посещение музеев, экскурсии. Это способствует раскрытию эмоциональной сферы ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание школьников ведут к значительному сокращению и сглаживанию адаптационного периода. |
|
|
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.