06:57 Сценки на Рождество 2015 | |
Цель: 1.познакомить с тем, как встречали Рождество наши предки;
2. пополнить сведения уч-ся о самом празднике; 3. познакомить со значением новых слов: «коляда», «колядки», «святки», «овсень»; 4. воспитывать любовь к Родине, её обрядам, традициям. Ход занятия: Зал украшен по-праздничному. Дети разделены на группы: ряженые, зрители, гости. Учитель приглашает гостей в зал: 1 ряженый: Добрый день, гости званые! Вы садитесь по местам, гости желанные! Занимайте места лучшие самые! Милости просим на слово красное, приветное! 2 ряженый: А расскажем мы вам чудо чудное. А покажем мы вам диво дивное! Как встречали Рождество Христово светлое Наши предки далёкие – русские. I Рождественские колядки. Дети ведут хоровод, поют 1 колядку. Уж как шла Коляда из нова города, Мы искали Коляду у Ивана во дворе. Как Иванов двор на пяти столбах, на семи верстах. Уж ты, дядюшка Иван, шелковая борода, Позлащёна голова. Ты не режь, не ломай, Подавай весь каравай! 3 ряженый: Пришла Коляда! Отворяй ворота! 4 ряженый: Готовь пироги, пышки, блины! Будем колядовать, народ потешать! Учитель: Вот такими песнями, закличками встречали наши предки Коляду. А кто может ответить, что значит «колядовать»? Учитель: Само слово «коляда» пришло в наш язык, по мнению учёных, изучающих фольклор, от латинского и греческого слова «календа», что означало начало месяца. А в Древней Руси это слово стало обозначать начало святок, 12 святочных вечеров, которые начинались 6 января в Рождественский сочельник и заканчивались 18 января в сочельник Крещенский. А колядками стали называть величальные, торжественные песни, которые пелись в это время. Собравшись по несколько человек (в основном молодёжь и дети) колядующие ходили от избы к избе и пели под окошками величальные песни хозяевам, хотя погода наша российская не всегда баловала. 1 ряженый: Ай, да мороз! Через тын перерос! 2 ряженый: Мороз не велик, да стоять не велит! 3 ряженый: А какая зима без мороза? Учитель: Да, действительно. Трудно представить нашу зиму русскую без мороза, без белого пушистого снега, без снежков, без снежных баб, без катания на салазках, и , конечно же, без рождественских колядок. Дети ведут хоровод, поют 2 колядку. Овсень, овсень! Я гулял по всем По заулочкам, по проулочкам! За речкою, за быстрою Живут люди богатые. Выходи, хозяин! Выходи, боярин! Принимай гостей со всех волостей! Учитель: такие колядки назывались «овсеневыми песнями». Колядующие стучат в окошко, требуют, чтобы хозяин с хозяйкой вышли. 4 ряженый: А что, дома хозяин с хозяюшкой? 5 ряженый: Выходи на крыльцо! Гостей принимай! Закрома отворяй! 6 ряженый: Открывай-ка коробейку! Подавай-ка нам копейку! 7 ряженый: Открывай-ка сундучок! Доставай-ка пятачок! Все (хором): Овсень, овсень! Подавай нам всем! Хозяин с хозяйкой выходят, выносят гостинцы. Хозяин: Здравствуйте, люди добрые! Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Вместе: Чем богаты, тем и рады! Овсень, овсень! Подаём вам всем! Колядующие благодарят, сыплют хозяевам зерно на богатство: Сеем-сеем- повеваем, с Рождеством вас поздравляем} 2-3 раза 1 ряженый: А дай Бог тому, кто в этом дому, Ему рожь густа, рожь ужиниста! 2 ряженый: Ему с колосу осьмина, из зерна ему коврига, Из полузерна – пирог! Учитель: Если хозяева отказывали, то слышали в свой адрес такие шутливые угрозы: 3 ряженый: Кто не даст пирога, сведём корову за рога! 4 ряженый: Кто не даст лепёшки – расшибу окошки! Дети поют 3 колядку. Приходила Коляда Накануне Рождества, Кто даст пирога, Тому полный хлев скота, Овин с овсом, жеребца с хвостом. Кто не даст пирога, Тому куричья нога! II Приметы и суеверия. Учитель: А что вы знаете о празднике Рождества? Когда в России стали праздновать Рождество? 1 Ученик: Празднование первого дня 1700 года стало днём перемены летоисчисления от Рождества Христова. Учитель: Но не только колядками славилось Рождество в Древней Руси. Очень много примет и суеверий было связано с этим праздником. 2 Ученик: Запоёт петухом курица на святой вечер – будет радостным год. Хотя в другие дни такую курицу зарубить надо и обязательно на пороге, иначе несчастье накличет. 3 Ученик: Присесть на верёвку, которой спутывают корову или лошадь на пастбище – враги обессилеют. 4 Ученик: Если на Рождество или святочный вечер кто-нибудь из родных голос повысит или же заругается – целый год кутерьма в семье. 5 Ученик: Если за трапезу сел в Сочельник с обидой на кого-нибудь, не прощая врага своего, дети твои несчастливыми будут. 6 Ученик: Долги возвратить обязательно. Иначе не выйдешь из бедности. 7 Ученик: Хлеб со стола уронили – чья-то душа из твоего рода на том свете страдает. Били себя ложкой по затылку, чтобы душа приснилась и рассказала, чем ей помочь. Учитель: Но были и другие приметы, связанные с Рождеством: 1)Если Рождество Христово придётся на понедельник, плодов ожидайте в изобилии. 2)На вторник – зима будет снежной, весна скорой, лето добрым, а осень сухой. Мёду в этот год будет много, но плодов станет меньше. Начнётся падёж и болезни скота. 3)На среду – зима будет злой, весна сухой, лето тёплым, осень сухой. 4)На четверг – зима будет мягкой, весна и лето с ветрами, овощей будет мало. 5)На пятницу – зима будет суровой, весна ветреной, лето сырым, осень сухой. 6)А если на субботу – зима будет лютой и снежной, весна – с ветрами, а лето – с дождями. Осенью будет сухо и тепло. Плодов созреет мало, но хороших. III Празднование Рождества в русских семьях. Учитель: Итак, наступает вечер, тьма ложится на землю. Белые снега укрывают мир. И вот вспыхивает на востоке ярким светом Вифлеемская звезда. На неё устремлены все взоры Православной Руси: «Христос рождается». А вот как встречали Рождество в русских семьях: Хозяин вносит в дом связку сена, стелет в красном (переднем) углу на столе, хозяйка накрывает поверх чистой скатертью, всё это происходит под иконою. На столе размещали особые блюда из пшеницы – кутью и сочиво. Сено, подстеленное под скатерть в Рождество, не выбрасывалось, а очень бережно сохранялось для лечения домашнего скота. Прежде чем сесть за стол, хозяевам нужно было задобрить Домового, чтобы год благополучным был. Хозяйка: Домовеюшке под печку гостинец подсыпать надо, пусть порадуется, что уважением у хозяев пользуется. Учитель: Прежде чем сесть за трапезу, хозяин должен был угостить домашних животных. Начинал он с собаки. Хозяин: Год служил мне, дом сторожил, порадуйся со всеми нами. Учитель: К корове с поклоном обращался. Хозяин: Матушка-кормилица наша, порадуйся вместе с нами. Учитель: И лошади протягивал краюшку свежеиспечённого хлеба, густо посыпанного солью. Хозяин (кланяется): Работники, помощники мои, благословляю вас именем Божиим. Учитель: Затем хозяин шёл в сад и одаривал каждое дерево горсточкой еды, посыпая её у кореньев, благодарил и благословлял на цветение. Хозяин: Братьев наших меньших, которых Господь дал нам в услужение, накормил, теперь и самим не грех к трапезе приступить. Хозяева садятся за стол, ужинают. IV Рождественские гадания. Учитель: Наши предки очень любили угадывать судьбу. Поэтому Рождество, а особенно Святки считались наилучшим временем для гаданий. 1 Девушка: Начинаем гаданья, о судьбе предсказанья. Коль вся правда скажется – пусть огонь покажется! Зажигаются свечи. 2 Девушка: Девушки, что на выданье, хватали со стола ложки и – во двор! Стучат ложками, откуда пёс залает, с той стороны и жених будет. Учитель: У В.А.Жуковского в балладе «Светлана» есть такие строки: В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны, Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. - Интересно, что подблюдными назывались песни-гадания. Как вы думаете, почему? Девушки по очереди вынимают предметы, поют: Кому вынется – тому сбудется, Кому сбудется – не минуется. 3 Девушка (достаёт перстенёк): Идёт кузнец из кузницы. Кузнец, кузнец, ты мне скуй венец, Из обрезочков золотой перстень, Из остаточков мне булавочек, Мне булавочки – наряжатися, Золотым венцом мне венчатися. 4 Девушка: Также выходила девушка на перекрёсток с зеркалом в лунную ночь и, наведя зеркало на луну, говорила: «Суженый, ряженый, покажись». 1 Девушка: А ещё выходила девица за калитку и спрашивала у первого встречного его имя, тем именем и будет называться муж её будущий. |
|
|
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.